Язу.Кавай.Сволочь (с)// Альтернативно добрый (с) //Мерзкий Лестат (с)
Напишу-таки второй литературопост.
С одной стороны, я тоже делю культуру на культуру масс и культуру элит. Песенки без смысла, без чувства, на один и тот же бездумный мотив, книги - в которых картонный герой спасает картонных же героев и сюжет стандартен аж скулы сводит, кое-как наляпанные картины, которые не передают ровным счётом ничего я отнесу к культуре масс без малейшего зазрения совести.
Но дальше для меня уже не так просто. Я не могу сказать ничего про хороший или плохой литературный вкус, вполне возможно, что вкуса у меня попросту нет
Можно найти сотню причин, по которым книгу нельзя отнести к т.н. элитной литературе:
- не тот жанр (так уж повелось, что фантастика, мистика и фэнтези не в почёте);
- не попал на глаза определённой кучке активной интеллигенции, которая задавала тон в то время. Ведь по сути-то просто нашлись люди, которые сумели навязать свой личный вкус большинству, обозначили это как эталон, а всё остальное пфу и для быдла. Умные люди? бесспорно. Умные и знающие. Но помимо этого ещё активные. Просто потому, что другая часть умных людей не была столь настойчива в продвижении любимого ими. Классиками люди становились нередко потому, что удачно попадали в струю, отражали эпоху, были единственными за период или единственными в своей экологической нише, потому что подходили идеологии тогда или подходят сейчас, да и просто потому что так сложилось. А не менее талантливые люди оставались в тени.
- появился сейчас, и не является уже признанным фондом
- не расхвалено известными критиками. А ведь хороший критик способен выбрать по крупицам золото из кучи пыли, прикрыть пыль тряпочкой, подлатать прорехи и преподнести нам в красивой вазочке горстку золота, а то и увеличительное стекло подсунуть, чтоб казалось что этого самого золота больше. И тот же талантливый критик может полностью покрыть золото пылью и попустить ниже плинтуса.
- оно не облечено в серьёзную и привычную форму, которая по стандарту считается классической
да мало ли. Слово всё равно настоящее останется настоящим. Может, его запачкают и загнобят, но жить оно будет.
Можно говорить сколько угодно о том, что оно не соответствует высокому званию Литературы, и что нужно прививать любовь к совсем другим произведениям. Но только вот любовь - это не прививка от гриппа, и не ветка груши, припаянная к яблоне. Любовь - это чувство. И нельзя научить любить или научить не любить. Можно научиться определять качество, ценить его, но к любви это не имеет ни малейшего отношения. Можно только показать прекрасное, а дальше человек решит сам.
Никакая похвала не сделает мёртвое - живым, и если картон или фики с проды. ру и ИМ-ХО - труп смешной, нелепый, уродливый, то нечто известное может оказаться чистым, красивым, причёсанным и в рюшечках... но тоже мертвецом. И любить элитных мертвецов я не буду, даже если они сказочно красивы, я предпочту им живую чумазую девчонку с огрубевшими руками - потому что её, девчонку, ещё можно отмыть. А жизнь уже не вдохнёшь.
За формой и за отнесением творчества к элите/не элите, первому/второму/третьему сорту может теряться суть. Если в изначально элитарном мы уже готовы искать скрытый смысл, аллегории и прочее, то "не элитарное" мы воспримем сразу как развлекательное, и только это в нём и увидим, а многое ценное попадёт под слепое пятно автоматически.
Вот если Кафка и Дали - это творцы на любителя, но все знают, что элита и признано, и иные могут постесняться признать, что не поняли гениев. Или не любить, но как бы понимать - там что-то находят. Зато в том, что не любят Кинга, Камшу, Лукьяненко, фики в целом признаться не то что не стыдно, а иногда даже и элитно, показать что ты выше этого, вырос из этого и т.д. это подчеркнёт принадлежность к более высокому кругу, так сказать. Вот это меня и огорчает.
В фанфике про любовь и романтику не ищем необычное восприятие человеком чувств, то, что есть у некоторых людей - но никто до этого автора не подмечал и не отражал так точно и тонко. В элитной же литературе мы отмечаем тонкости передачи, хотя отражённая проблема кочует из произведения в произведение, и в общем-то даже подана примерно так же, как и у ещё многих менее известных товарищей.
В мистической саге мы видим приключения и крутость героев, но можем не заметить, насколько автор поймал законы мироздания, насколько отразил взаимозависимость мельчайших событий, каждое из которых не зря, как показал то, на что мы обычно не обращаем внимания.
В фантастике можем заметить экшн, и совершенно пропустить то, что автор предсказал развитие общества на лет сто вперёд и вывернул пару психологических проблем наизнанку, как до него ещё не делалось и даже в голову никому не приходило.
И это всё будет названо третьим сортом и сметено, может даже не останется для следующих поколений. А просто так.
Так что я всё же оставлю за собой право любить, смотреть и видеть. Я с удовольствием почитаю вещи любого жанра и любого вида, если они настоящие. Я с удовольствием вникну в красоту всемирно известных на протяжении многих лет вещей. Но у меня хватит наглости поставить в один ряд с ними фентезийную сагу, потому что сужу я потому, что мне оно дало, что я увидел и познал, что я почувствовал - я сужу по любви.
С одной стороны, я тоже делю культуру на культуру масс и культуру элит. Песенки без смысла, без чувства, на один и тот же бездумный мотив, книги - в которых картонный герой спасает картонных же героев и сюжет стандартен аж скулы сводит, кое-как наляпанные картины, которые не передают ровным счётом ничего я отнесу к культуре масс без малейшего зазрения совести.
Но дальше для меня уже не так просто. Я не могу сказать ничего про хороший или плохой литературный вкус, вполне возможно, что вкуса у меня попросту нет
Можно найти сотню причин, по которым книгу нельзя отнести к т.н. элитной литературе:
- не тот жанр (так уж повелось, что фантастика, мистика и фэнтези не в почёте);
- не попал на глаза определённой кучке активной интеллигенции, которая задавала тон в то время. Ведь по сути-то просто нашлись люди, которые сумели навязать свой личный вкус большинству, обозначили это как эталон, а всё остальное пфу и для быдла. Умные люди? бесспорно. Умные и знающие. Но помимо этого ещё активные. Просто потому, что другая часть умных людей не была столь настойчива в продвижении любимого ими. Классиками люди становились нередко потому, что удачно попадали в струю, отражали эпоху, были единственными за период или единственными в своей экологической нише, потому что подходили идеологии тогда или подходят сейчас, да и просто потому что так сложилось. А не менее талантливые люди оставались в тени.
- появился сейчас, и не является уже признанным фондом
- не расхвалено известными критиками. А ведь хороший критик способен выбрать по крупицам золото из кучи пыли, прикрыть пыль тряпочкой, подлатать прорехи и преподнести нам в красивой вазочке горстку золота, а то и увеличительное стекло подсунуть, чтоб казалось что этого самого золота больше. И тот же талантливый критик может полностью покрыть золото пылью и попустить ниже плинтуса.
- оно не облечено в серьёзную и привычную форму, которая по стандарту считается классической
да мало ли. Слово всё равно настоящее останется настоящим. Может, его запачкают и загнобят, но жить оно будет.
Можно говорить сколько угодно о том, что оно не соответствует высокому званию Литературы, и что нужно прививать любовь к совсем другим произведениям. Но только вот любовь - это не прививка от гриппа, и не ветка груши, припаянная к яблоне. Любовь - это чувство. И нельзя научить любить или научить не любить. Можно научиться определять качество, ценить его, но к любви это не имеет ни малейшего отношения. Можно только показать прекрасное, а дальше человек решит сам.
Никакая похвала не сделает мёртвое - живым, и если картон или фики с проды. ру и ИМ-ХО - труп смешной, нелепый, уродливый, то нечто известное может оказаться чистым, красивым, причёсанным и в рюшечках... но тоже мертвецом. И любить элитных мертвецов я не буду, даже если они сказочно красивы, я предпочту им живую чумазую девчонку с огрубевшими руками - потому что её, девчонку, ещё можно отмыть. А жизнь уже не вдохнёшь.
За формой и за отнесением творчества к элите/не элите, первому/второму/третьему сорту может теряться суть. Если в изначально элитарном мы уже готовы искать скрытый смысл, аллегории и прочее, то "не элитарное" мы воспримем сразу как развлекательное, и только это в нём и увидим, а многое ценное попадёт под слепое пятно автоматически.
Вот если Кафка и Дали - это творцы на любителя, но все знают, что элита и признано, и иные могут постесняться признать, что не поняли гениев. Или не любить, но как бы понимать - там что-то находят. Зато в том, что не любят Кинга, Камшу, Лукьяненко, фики в целом признаться не то что не стыдно, а иногда даже и элитно, показать что ты выше этого, вырос из этого и т.д. это подчеркнёт принадлежность к более высокому кругу, так сказать. Вот это меня и огорчает.
В фанфике про любовь и романтику не ищем необычное восприятие человеком чувств, то, что есть у некоторых людей - но никто до этого автора не подмечал и не отражал так точно и тонко. В элитной же литературе мы отмечаем тонкости передачи, хотя отражённая проблема кочует из произведения в произведение, и в общем-то даже подана примерно так же, как и у ещё многих менее известных товарищей.
В мистической саге мы видим приключения и крутость героев, но можем не заметить, насколько автор поймал законы мироздания, насколько отразил взаимозависимость мельчайших событий, каждое из которых не зря, как показал то, на что мы обычно не обращаем внимания.
В фантастике можем заметить экшн, и совершенно пропустить то, что автор предсказал развитие общества на лет сто вперёд и вывернул пару психологических проблем наизнанку, как до него ещё не делалось и даже в голову никому не приходило.
И это всё будет названо третьим сортом и сметено, может даже не останется для следующих поколений. А просто так.
Так что я всё же оставлю за собой право любить, смотреть и видеть. Я с удовольствием почитаю вещи любого жанра и любого вида, если они настоящие. Я с удовольствием вникну в красоту всемирно известных на протяжении многих лет вещей. Но у меня хватит наглости поставить в один ряд с ними фентезийную сагу, потому что сужу я потому, что мне оно дало, что я увидел и познал, что я почувствовал - я сужу по любви.